ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ
Крутина Надежда Анатольевна, учитель ИЗО высшей квалификационной категории                          МБОУШ №49  Советского района города Нижнего Новгорода

"Картина-портрет"

 

 

ГБОУ ДПО НИРО

Кафедра словесности и культурологи

 

 

 

 

 

Урок изобразительного искусства по теме «Картина-портрет» в системе уроков по этой теме.

 

 

 

 

 

Выполнила:

Крутина Надежда Анатольевна

учитель высшей категории

МБОУШ № 49 Советского района

Города Нижнего Новгорода

 

 

 

Нижний Новгород

2017 год

 

 

Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер и включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное ис­кусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.

Каждый учебный год является незаменимой ступенью целостного художественного развития и призван обеспечивать поэтапное, постепенное погружение ребёнка в мир изобразительного искусства.

В свою очередь каждый урок в этой системе должен представлять своеобразную ступеньку продвижения ученика к полному усвоению учебного материала, к овладению опытом поисковой и творческой деятельности. Но каждый раз это происходит по- новому, глубже, как бы охватывая этот материал с новых сторон. Каждый урок  опирается на предыдущий и одновременно прокладывает путь следующему. Одно занятие, в лучшем случае, дает лишь поверхностное представление о содержании изучаемой темы. Для усвоения материала необходимо многократное повторение и осмысление во взаимосвязи с другими понятиями и навыками. А это осуществимо при изучении учебного материала "блоками".

Классно-урочная система обучения отличается большим разнообразием типов и видов уроков. Задача учителя в этих условиях заключается в том, чтобы продумать четкую систему логически взаимосвязанных уроков, применение которой позволило бы ему обучать детей самоорганизации, умениям и навыкам интеллектуального и творческого труда. Необходимо в системе таких уроков обеспечивать учащихся дифференцированными заданиями в процессе групповой и коллективной учебной работы, обучать универсальным учебным действиям или развивать компетенции на разных уровнях сложности, помогать овладевать опытом самообучения и самообразования.

Особенностью  системы уроков является то, что на каждом уроке сочетается изучение нового, повторение  прежних опорных знаний, умений и навыков. Формируются новые понятия и способы деятельности. Осуществляется контроль усвояемости учебного материала всей темы в целом в ходе его применения учащимися при постоянном решении ими на уроке творческих, практических и учебных задач.

 

Сравним, какую роль отводят авторы программ по изобразительному искусству (Б.М.Неменский , С.П.Ломов , Т.Я.Шпикалова) системе уроков по теме "Портрет".

 

Класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

Автор программы

Количество часов отведённых программой на изучение темы

Неменский Б.М.

1 час

2 часа

1 час

6 часов

 

12 часов

 

Шпикалова Т.Я.

1 час

 

 

3 часа

2 часа

2 часа

2 часа

Ломов С. П.

 

1 час

2 часа

2 часа

 

 

2-6 часов

 

 

Программа  «Изобразительное искусство» разработанная под руководством С. П. Ломова.

Программа ориентирована на обучение реалистическим основам изображения через освоение графической грамоты. Ведущий вид деятельности – рисование с натуры, хотя и декоративной работе, и тематическому рисованию, и беседам об искусстве уделяется внимание на протяжении всех лет обучения. В данной программе тема «портрет» в средней школе изучается в основном на академических уроках рисования с натуры.

 Примерные задания по теме «Портрет»:

2 класс: Защитники земли Русской.

3 класс: Использовать пропорциональные отношения лица, при создании иллюстрации к сказке. Образ женщины в живописи. Портрет мамы.

4 класс: Автопортрет. Образ человека. Пропорции фигуры и лица человека. Мимика, характер, передача эмоционального состояния.

7 класс: Рисунок. Изображение головы человека: пропорции, характерные черты, мимика.

 

Программа  «Изобразительное искусство» разработанная под руководством Т.Я. Шпикаловой.

Программа делает акцент на изучение орнаментов и традиционных видов декоративного искусства России и мира. Тема «портрет» часто тесно связана с декоративным искусством, например, большое внимание уделяется оформлению костюма.

Темы  и примерные задания по теме «Портрет»:

1 класс: «Защитники земли Русской. Образ богатыря».  Изображение по представлению русского воина – богатыря и украшение его шлема и щита.

4  класс: «Знатна русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека». Выполнить портрет народного мастера или художника. «Родословное дерево-дерево жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция». Выполнить групповой портрет своих близких. «Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр». Выполнять зарисовки русских и французских воинов.

5 класс: « Портреты героев сказок и былин  для школьной новогодней галереи».

 

6 класс:  «Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве», « Личность женщины в портретно-исторической композиции».

 

7 класс: «Защитник Отечества в портретной живописи».

 

Программа «Изобразительное искусство» разработанная  под руководством Б.М. Неменского.

Программа на первое место ставит эмоционально-образное развитие детей, постижение закономерностей искусства. Большое внимание программа уделяет видам художественной деятельности в жизни человека и общества. Система уроков посвящённых жанру «портрет» в начальной школе главной целью ставит перед собой эмоциональное восприятие и воспроизведение портрета, изображение характера и настроения человека. В средней школе больше внимания уделяется изобразительной грамоте.

Темы  и примерные задания по теме «Портрет»:

1 класс: «Как украшает себя человек». Изображение любимых сказочных героев и их украшений.

2 класс: «Изображение характера человека: женский образ», «Изображение характера человека: мужской образ». Изображение доброго и злого героев сказок.

3 класс: «Картина – портрет». Создание портрета кого-либо из хорошо знакомых людей.

4 класс: « Красота человека». Изображение женских и мужских образов в народных костюмах. «Древнерусские воины-защитники». Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. «Образ художественной культуры Японии». Изображение японок в кимоно. «Материнство». Изображение матери и дитя.  «Мудрость старости». Изображение любимого пожилого человека. «Юность и надежды». Изображение радости детства.

6 класс: « Конструкция головы человека и её основные пропорции». Выполнение портрета в технике аппликации.  «Изображение головы человека в пространстве». Зарисовки объёмной конструкции головы.   «Портрет в скульптуре». Скульптурный портрет литературного героя.  «Графический портретный рисунок».  Рисунок лица друга или одноклассника.  «Сатирические образы человека». Создание шаржей.  «Образные возможности освещения в портрете». Выполнение набросков. «Роль цвета в портрете». Создание портрета знакомого человека или литературного героя.  «Великие портреты прошлого». Создание автопортрета.

Цели в этих программах общие, задачи похожи, а вот концептуальные подходы и содержание разное, следовательно, и результат получается не одинаковый.

Главным достоинством программы Б.М. Неменского является тематическая цельность и последовательность разделов, это бес сомнения помогает учителю выстроить систему уроков в любой теме. Деление уроков на три вида художественной деятельности в начальной школе так же способствует систематизации работы учителя.

 

 

Урок изобразительного искусства

Урок ИЗО в 3 классе на тему «Картина-портрет» в системе уроков посвящённых портрету в программе «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского .

Тема урока: «Картина-портрет»

Цель урока: Формирование у учащихся представления о жанре портрета, о   возможности разных путей рассказа о человеке через его портрет. Изучение пропорций лица человека, влияние расположения черт лица на изображение характера и настроения. Развитие практических навыков изображения портрета.

Следует отметить, что система уроков посвящённых жанру «портрет» в начальной школе главной целью ставит перед собой эмоциональное восприятие и воспроизведение портрета, изображение характера и настроения человека.  И только затем мы говорим об основах изобразительной грамоты, лишь немного касаясь изучения пропорций и строения головы человека. Данный урок четвёртый  в системе уроков начальной школы посвящённых жанру «портрет». Мы находимся ещё в начале пути изучения и освоения темы, хотя это и не первый урок в данном разделе.  Мы впервые даём определение жанра «портрет». В 6 же  классе главной  целью системы уроков по теме «портрет»  становится изучение конструкции, пластического строения, индивидуальных особенностей головы человека и пропорций лица.

 

 

 

 

Краткое содержание изучаемой темы урока, термины и понятия:

Демонстрация отрывка мультипликационного фильма А. Кушнера «Про картины»

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется - портрет.

Дети составляют определение жанра изобразительного искусства «портрет» на основе просмотренного мультфильма обобщая полученную информацию.

Портрет-это изображение  человека или группы людей.  Жанр, в котором воссоздается облик человека, запечатлевая и его духовный мир.

Демонстрация портретных изображений известных художников: Валентин Серов «Девочка с персиками»; Валентин Серов «Портрет Мики Морозова»; Валентин Серов «портрет княгини Орловой»; С. Боттичелли «Портрет юноши»; Борис Кустодиев «портрет Фёдора Шаляпина».

Перед детьми ставится задача (проблема) попробовать определить кто эти люди, где живут, чем занимаются, о чём думают, как к ним относится художник.

В процессе обсуждения портретных изображений художников пытаемся понять, что может нам помочь найти ответ на поставленную выше задачу. Обращаем внимание на детали, предметы, костюм, фон,  позу, которые могут многое рассказать о портретируемом. Дети наблюдают и сравнивают изображения. В диалоге с детьми учитель помогает учащимся с помощью наводящих вопросов проанализировать и понять образ конкретного человека, сформулировав свои выводы.

Практическая  работа  (художественно-творческая деятельность):

Демонстрация портретных образов созданных третьеклассниками по заданной теме, которые помогут учащимся определиться с собственным замыслом.

Повторяем расположение деталей лица (глаз, носа, рта, бровей), подчёркивая, что их форма и угол наклона и создают выражение лица. Использование на магнитной доске наглядного пособия «Составь портрет» изготовленного учителем. На слайде таблица по созданию выражения лица.

На доске учителем выполняется демонстрационный рисунок гуашью.

Учащиеся анализируют и интерпретируют полученную информацию в самостоятельной творческой работе.

Рефлексивная деятельность на уроке связана с просмотром и обсуждением творческих работ. Использование рефлексивной деятельности позволяет в условиях урока контролировать результаты работы каждого ученика. Рефлексивный отклик на проделанную работу так же дает возможность учащимся подвести итог, убедится в правильности, или, наоборот, в ошибочности своих рассуждений и выводов.

На уроке по теме «Картина - портрет» больше всего времени занимает, конечно же, художественно-творческая практическая деятельность по созданию композиции, цветового решения портрета близкого человека. Дети отрабатывают навыки работы гуашью, осваивают умение создавать различные выражения лица правильно располагать детали лица. На мотивационном этапе урока используется творческая учебная деятельность когда, рассматривая картины известных художников, дети составляют короткий рассказ о людях, изображённых на портретах.

Рассмотрим, как происходит развитие способов умственных действий на  уроке. Деятельность учащихся организована с использованием  наглядной и словесной передачи информации. Правильно подобранный не перегруженный зрительный ряд, наглядные методические пособия и таблицы, наводящие вопросы учителя помогают учащимся анализировать полученную информацию, интерпретировать её в своей творческой практической работе, правильно формулируя выводы во время просмотра.

Метод сравнений различных изображений - путь активизации творческого мышления. Наблюдая разные портретные изображения, мы классифицируем их на: парадные, психологические, камерные. Обобщая информацию, полученную на уроке, делаем вывод, что портрет это изображение именно конкретного человека, который когда - либо жил или живёт в настоящее время, изображение его чувств или характера.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

·        Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы;

·        умение самостоятельно  решать различные изобразительные  задачи;

·        формировать осознанное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.

Метапредметные:

·        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

·        овладение умением творческого видения с позиции художника, умением сравнивать, анализировать, обобщать;

·        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

·        умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия.

Предметные:

·        формирование представления о жанре «портрет»;

·        овладение практическими умениями и навыками в восприятии и воспроизведении портрета;

·        понимание образного языка жанра «портрет»;

·        умение обсуждать и анализировать произведения художников и работы одноклассников.

 

 

Дата последнего обновления страницы 15.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»